Размер шрифта
Межсимвольный интервал
Регулятор контрастности
Регулятор яркости
распечатать
Прокуратурой Приморского края проведена коллегия, посвященная итогам проверки исполнения требований законодательства о защите жилищных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокурорскими проверками вскрыты многочисленные факты нарушений требований закона и прав несовершеннолетних. Вызывает беспокойство ситуация с обеспечением права на жилое помещение детей, передаваемых под опеку и направляемых в государственные интернатные учреждения. Проверка показала, что единого банка сведений о закрепленном жилье в Приморском крае не существует, способы его учета в муниципальных образованиях существенно различаются. Данная ситуация усугубляется отсутствием должного контроля со стороны органов опеки и попечительства, администрацией интернатных учреждений за наличием и сохранностью закрепленного за несовершеннолетними жилья, что не редко приводит к незаконному отчуждению жилых помещений либо их порче и разрушению до непригодного для проживания состояния. Так, за воспитанником специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №1 г.Владивостока ХарченкоА.В. 1994 года рождения постановлением главы администрации Советского района №98 от 29.02.00 закреплено жилое помещение по ул.Вавилова, 18 в г.Владивостоке (ст.Спутник). При закреплении данного жилого помещения, материально-бытовые условия жизни несовершеннолетнего Харченко А.В. органами опеки и попечительства Советского района г.Владивостока не выяснялись. При проведении администрацией социальной коррекционной школы-интерната №1 проверки наличия и сохранности жилого помещения, закрепленного за их воспитанником Харченко А.В., установлено, что дом по ул.Вавилова, 18 находится в полуразрушенном, в непригодном для проживания состоянии. Аналогичная ситуация с воспитанницей того же интерната Комаровой В.С., за которой было закреплено изначально непригодное для проживания жилое помещение барачного типа по адресу: г.Владивосток, ул.Жертв Революции, 11, кв.7. Так, несовершеннолетняя Ковтуненко А.С., оставшаяся без родительского попечения, постановлением главы администрации Первореченского района г.Владивостока от 25.10.94 определена в детский дом №2 г.Владивостока. Этим же постановлением за ней была закреплена жилая площадь в квартире №19 по проспекту 100-летия Владивостоку, 50, в которой оставалась проживать лишенная родительских прав мать КовтуненкоА.С. При обследовании 05.11.01 жилого помещения, закрепленного за воспитанницей Ковтуненко А.С., было установлено, что в данном помещении находится нотариальная контора. Квартира была продана в 1994 году матерью несовершеннолетней Ковтуненко А.С. – Ковтуненко С.Э., умершей 10.03.2000. С 1994 по 1996 год указанная квартира перепродавалась 6 раз. Между тем, факт нарушения жилищных прав несовершеннолетней был установлен только в ноябре 2001 года. До этого ни органами опеки и попечительства Первореченского района, ни администрацией интернатного учреждения сохранность закрепленного за Ковтуненко А.С. жилого помещения не проверялась, меры по устранению ее нарушенных жилищных прав не принимались. Во многих городах и районах по-прежнему распространена практика закрепления за несовершеннолетними жилых помещений опекунов, что в большинстве случаев нарушает как права детей, так и права опекунов, в обязанности которых не входит обеспечение подопечных жильем за счет собственного жилого помещения. Не в полном объеме обеспечивается предусмотренное ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на внеочередное получение жилья по окончании опеки либо по завершении их пребывания в государственных интернатных учреждениях. Наиболее неблагополучное положение дел сложилось в г.Владивостоке. Количество жилья, выделяемого городской администрацией на эти цели, явно недостаточно. В2001 и первом полугодии 2002 года администрацией г.Владивостока было выделено жилое помещение 33 выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом жилье выделялось преимущественно выпускникам прошлых лет, которые длительное время не могли реализовать свои права, предусмотренные законом. Из числа выпускников интернатных учреждений 201 и 2002 годов обеспечены жильем всего двое. Только по Ленинскому району г.Владивостока жилое помещение не предоставлено 5 гражданам указанной категории. В целом ряде муниципальных образований вместо предоставления постоянного жилья выпускники интернатных учреждений обеспечиваются всего лишь местами в общежитиях. Имеют место факты предоставления детям жилья непригодного для проживания. Выпускнику интернатного учреждения Дядичу К.Л. администрацией г.Владивостока была предоставлена квартира гостиничного типа без окна, батареи, сантехники. До восстановления жилого помещения, подросток длительное время вынужден был проживать у знакомых. Похожая ситуация с выпускником школы-интерната №1 г.Владивостока Лимдяновым Р.П., которому было выделено непригодное для проживания помещение гостиничного типа по ул.Нестерова в г.Владивостоке. Характерно, что восстановлением данной квартиры занималась не администрация г.Владивостока, а руководство школы-интерната для счет спонсорских средств. Едва ли могли рассчитывать на своевременное обеспечение жильем воспитанники специализированной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Находки Купцов С.И., Зайцева Т.Е., Зайцева М.Е., Голубцов С.В., Галич Ю., Галич А., Лунка В.Г., Домрачеев Ю.В., Власенко А.А., которые были поставлены в общую очередь предоставления гражданам жилых помещений. Несмотря на наличие значительного числа детей-сирот, жилье которым своевременно не предоставлено, в Приморском крае не обеспечивается исполнение требований ч.3 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части предоставления целевых безвозвратных ссуд на приобретение жилья в случае отсутствия необходимого жилого фонда. Расходы на выплату таких ссуд в краевом бюджете на 2002 год не предусмотрены и никогда не предусматривались ранее. Проверка показала, что роль комиссий по делам несовершеннолетних в осуществлении и координации деятельности по защите имущественных (в том числе жилищных) прав несовершеннолетних является минимальной. Бездеятельность многих муниципальных КДН обусловлена также и позицией комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Приморского края, которая 2 последних года проблеме жилищных прав несовершеннолетних внимания не уделяла. Соответствующие постановления краевая комиссия не принимала, какие-либо письма или рекомендации по вопросам защиты жилищных прав, нижестоящим КДН и ЗП не направлялись, руководители департамента образования и науки по вопросам деятельности органов опеки и попечительства в сфере защиты имущественных прав несовершеннолетних не заслушивались. По результатам настоящей проверки прокурорами городов и районов в адрес глав муниципальных образований, руководителей органов опеки и попечительства и детских интернатных учреждений внесено 31 представление об устранении нарушений закона. Кроме того, прокурором Ленинского района г.Владивостока предъявлено в суд 3 исковых заявления в защиту выпускников государственных интернатных учреждений. Пресс-служба прокуратуры Приморского края