Размер шрифта
Межсимвольный интервал
Регулятор контрастности
Регулятор яркости
распечатать
Прокуратурой края завершена проверка исполнения законодательства об охране объектов государственной собственности, являющихся памятниками истории, культуры, архитектуры. На территории края выявлено и поставлено на учет 1847 таких памятников, из них 4 объекта общероссийского значения. В ходе проверки установлено, что пользователи памятников зачастую не имеют представления о необходимости заключения охранных обязательств с Государственным учреждением культуры «Приморский государственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры». Отсутствие охранных документов освобождает пользователей от обязательств перед Центром по ремонту и сохранению памятника, что нередко приводит к утрате памятником его исторического облика или разрушению. Так, в результате проведенного без согласия Центра Владивостокской дирекцией ГУП ДВЖД ремонта здания железнодорожного вокзала – замена оконных переплетов, дверных проемов, козырьков входов, сооружения пристроек – был изменен первоначальный исторический облик здания, что недопустимо. Значительные нарушения законодательства об охране памятников выявлены в деятельности администрации г. Владивостока, которая допускает случаи отвода земельных участков под строительство и размещение рекламы в зонах охраны памятников без согласования с Центром; комитет по архитектуре администрации г. Владивостока выдает разрешения на производство ремонтно-реставрационных работ на памятниках, что ведет к изменению их внешнего исторического облика. По закону согласование необходимо для установления в процессе разработки планов застройки вокруг памятников 3-х зон: зоны охраны памятника, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта, которые имеют особый правовой режим. Однако имеют место случаи нарушения указанных норм. Так при составлении генерального плана застройки жилого комплекса «Лесное» в районе памятника истории и культуры федерального значения «Форт № 7 Владивостокской крепости» градостроительная документация не согласовалась с Центром по охране памятников в связи с чем не были установлены три зоны охраны указанного памятника. Предполагаемое коттеджное строительство в районе крепости, по мнению Центра, причинит ущерб историческому облику памятника, изменит историческую и ландшафтную среду и сделает невозможным восприятие крепости в ее первоначальном историческом виде. В дальнейшем Центром не будут согласовываться планы застройки индивидуальных коттеджей до установления зон охраны. Кроме того, проверка показала что на территории г. Владивостока зоны охраны памятников в границах ул. Батарейной, Пограничной, Светланской, Набережной и т.д. разработаны, но не утверждены администрацией Приморского края, в связи с чем они фактически не имеют юридической силы. Это приводит к разногласиям в деятельности комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока и управления архитектуры, градостроительства и госархстройнадзора г. Владивостока при разработке градостроительной документации и выделения участков под строительство в районе памятников истории и культуры, а также создает препятствия для самого Центра в деле осуществления им надлежащего контроля за сохранностью территорий памятников. Это подтверждается на примере выделения участков под строительство коттеджей в районе «Форт № 7 Владивостокской крепости», когда отсутствие утвержденных в установленном порядке зон охраны сделало невозможным опротестование в суде решений администрации о выделении в таких зонах конкретных земельных участков. Согласно действующему законодательству Центр вправе изучать состояние памятников, независимо от того, в чьей собственности или пользовании они находятся и давать указания по устранению выявленных нарушений, а также приостанавливать строительные, мелиоративные и другие работы, если они не согласованы с ним. Центр проводит такие проверки и выносит предписания (указания) по выявленным нарушениям. Так в течение 2001-2002 г.г. пользователям памятников выдано 159 предписаний о принятии мер по реставрации памятников, о приостановке ремонтных работ, не согласованных с Центром и направлены в суд 6 исков: к Эндрю Маркусу Фоксу о демонтаже балкона на здании памятнике по ул. Светланской, 9; к ЗАО «Руссам» о взыскании 150282 руб. неустойки за неисполнение охранных обязательств и причинение вреда памятнику; к ОАО ХК «Дальводстрой-Холдинг» о демонтаже самовольных пристроек к зданию-памятнику по ул. Светланской, 69; к ООО «Твинс» о восстановлении зоны охраны памятника; к гаражно-строительному кооперативу № 63/2 и администрации г. Владивостока о признании недействительным постановления администрации о представлении кооперативу земельного участка в зоне охраны памятника без согласования с Центром; к КУМИ г. Владивостока и ООО «Лотос-2» о признании недействительной сделки приватизации памятника. Все исковые требования Центра были удовлетворены. Вместе с тем установлено, что ряд предписаний, направленных в адрес администрации г. Владивостока об установленных Центром фактах доведении зданий-памятников до аварийного состояния в связи с длительным отсутствием их ремонта и необходимостью срочного проведения такого ремонта, так и не были выполнены, однако Центром не были приняты меры к привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности. Так, по ул. Светланской, 29 (в районе центрального гастронома) ведутся строительные работы без необходимого разрешения Центра по охране памятников (с которым согласован только эскизный проект), однако мер административного воздействия к нарушителям не принято. Всего по итогам прокурорской проверки внесено 12 представлений должностным лицам государственных и муниципальных органов, а также руководителям предприятий – пользователей памятников, о безотлагательном устранении нарушений законодательства.