Размер шрифта
Межсимвольный интервал
Регулятор контрастности
Регулятор яркости
распечатать
Порядок реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям На сегодняшний день реабилитация лиц, репрессированных в годы сталинских репрессий, ни в коей мере не утратила своей актуальности и значимости, наоборот, этот процесс в настоящее время стал очень важен. Российское государство приняло ряд законодательных актов, направленных на восстановление добрых и честных имен граждан, в прошлом преданных гонениям и подвергнутых жесточайшим испытаниям. В первую очередь это Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.01.1991 г. ( с изменениями на 08.06.1996 г.) Тем не менее до сих пор возникают спорные вопросы - какие именно категории граждан подлежат реабилитации и признанию пострадавшими от политических репрессий, куда необходимо обратиться для реабилитации и какие документы для этого нужно представить. Согласно ст. 3 Закона реабилитации подлежат лица, которые по политическим мотивам были осуждены за государственные и иные преступления, подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД_НКВД, МГБ, МВД прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществляющих судебные функции, подвергнутых в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе «в рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение, необоснованно привлечены к головной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям (в связи со смертью, изменением обстановки, истечением сроков давности), признаны социально-опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления. В соответствии со ст. 5 Закона признаются не содержащими общественной опасности антисоветская агитация и пропаганда, распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный строй, нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви, посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов, побег из мест лишения свободы, ссылки и спецпоселения, мест привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы лиц, которые находились в указанных местах в связи с необоснованными политическими репрессиями, в связи с чем лица, осужденные за указанные деяния, реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения. Кроме того, согласно ст.1-1 Закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке высылке на спецпоселении. В ст. 2-1 Закона закреплено, что пострадавшими от политических репрессий признаются дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, а также дети, супруг (супруга), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно, при этом супруге (супругу) льготы предоставляются, если она (он) не вступила (вступил) в другой брак. Деятельность по реабилитации (признанию пострадавшими от политических репрессий) граждан отнесена к компетенции органов прокуратуры и внутренних дел, причем последние занимаются исключительно реабилитацией лиц в соответствии с п. «в» ст. 3 Закона - подвергнутых по политическим мотивам в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод. Реабилитацией лиц по остальным основаниям занимаются органы прокуратуры. Заявления о реабилитации могут быть поданы самим репрессированным либо иными лицами или общественными организациями по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, при этом в отношении лиц, указанных в п. «в» ст. 3 Закона - в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных - в органы прокуратуры. Заявление о реабилитации рассматривается и по нему должно быть вынесено решение в срок не более трех месяцев. Органы внутренних дел устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, после чего составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки. Органы прокуратуры устанавливают факт применения прочих репрессий, после чего составляют и выдают справки о реабилитации, а в случае отсутствия документальных сведений сообщают об отказе в выдаче справки. Согласно ч.2 ст. 7 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» в случае отсутствия документальных данных о применении репрессии заявитель вправе обратиться в суд по месту жительства с заявлением об установлении факта применения репрессии на основании свидетельских показаний, при этом им могут быть представлены письменные показания лиц - очевидцев применения репрессии, заверенные нотариально, в случае если очевидцы ввиду материальных и иных причин не могут явиться в суд. Кроме того, существует и другой порядок обжалования решения соответствующих органов об отказе в реабилитации. Этот порядок регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 24.04.1993 г. Согласно ст. 2 упомянутого Закона может быть обжаловано любое действие (бездействие) либо решение государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате которого были нарушены права и свободы гражданина либо созданы препятствия к их осуществлению, а также если на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Например, если имеются документальные данные, на основании которых лицо подлежит реабилитации либо признанию пострадавшим от политических репрессий, но соответствующие органы в реабилитации либо признании пострадавшим от политических репрессий по различным причинам в удовлетворении заявления отказывают, лицо вправе обратиться в суд с заявлением об обжаловании таких действий (решений) соответствующих органов, поскольку такие решения нарушают права лиц, подлежащих реабилитации или создают препятствия для осуществления их прав (получение льгот). То же самое относится и к органам социальной защиты, которые при представлении гражданином документов о реабилитации либо признании пострадавшим от политических репрессий отказывают в выдаче удостоверения, подтверждающего право на получение гражданином льгот, установленных Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Обжаловать такие действия органов власти и должностных лиц можно также и в вышестоящие соответствующие органы, при чем последние обязаны рассмотреть жалобу и дать по ней ответ в месячный срок. Гражданин вправе обратиться в суд течении трех месяцев с момента, когда ему стало известно о нарушении его права, либо в течении месяца с момента получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа или должностного лица в удовлетворении жалобы или в течении месяца со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Жалоба об обжаловании действий и решений органов государственной власти, общественных организаций, предприятий, учреждений и должностных лиц рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. При подаче заявления о признании пострадавшим от политических репрессий необходимо вместе с заявлением представлять документы, подтверждающие родство с реабилитированным лицом. Такими документами являются свидетельство о рождении, либо архивная правка органов ЗАГСа, а для лиц, изменивших при вступлении в брак фамилию, свидетельство о браке. При отсутствии указанных документов необходимо обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта - родственных отношений с реабилитированным лицом. Кроме того, в заявлении рекомендуется указывать наиболее полные данные о репрессированном лице, это облегчит поиск и дальнейшую работу по заявлению и приведет к более быстрому разрешению заявления. Если имеются иные документы, которые могут каким-либо образом подтвердить факт применения репрессии, рекомендуется предоставлять и такие документы (аттестат об окончании образовательного учреждения, трудовая книжка и т.д.). Постановлением Думы Приморского края от 25 марта 1998 №31 при Думе Приморского края создана комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, которая вправе самостоятельно решать в соответствии с действующим законодательством вопросы восстановления прав реабилитированных. Кроме того, комиссия рассматривает заявления и разрешает жалобы реабилитированных, других граждан и организаций на действия и решения комиссий органов местного самоуправления Приморского края по вопросам восстановления прав реабилитированных. Аналогичные комиссии созданы и действуют в каждом районе и городе Приморского края и находятся при соответствующих администрациях. В случае явных и грубых нарушений прав лиц реабилитированных и признанных пострадавшими от политических репрессий граждане имеют право обратиться в органы прокуратуры по месту жительства. По вопросам о порядке предоставления льгот за разъяснениями рекомендуется обращаться в органы социальной защиты и в комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий по месту жительства. Прокурор отдела прокуратуры Приморского края Роман Маро