распечатать

Результаты проведения органами прокуратуры Приморского края антикоррупционной экспертизы. 

Анализ практики реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, установленных ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», свидетельствует об активизации в 2013 году деятельности органов прокуратуры края по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее - НПА) и их проектов.  

Так, на предмет коррупциогенности прокурорами изучено свыше 12 тыс. нормативных правовых акта и порядка 10 тыс. их проекта. Выявлен 851 акт и их проект, которые содержали более 1,5 тыс. коррупциогенных факторов. 

Большая часть таких факторов выявлено при изучении нормативных правовых актов (их проектов) органов местного самоуправления (96% от общего количества). 

Характерными коррупциогенными факторами, содержащимися в нормативных правовых актах, являются: принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, отсутствие или неполнота административных процедур, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права и др. 

По результатам проверок органами прокуратуры принято 446 актов прокурорского реагирования (принесено 380 протестов, внесено 59 требований об изменении нормативного правового акта, в суд направлено 7 заявлений), а также направлено 412 информаций в целях устранения коррупциогенных факторов из проектов НПА. 

После вмешательства прокуратуры из 778 нормативных правовых актов, их проектов исключены коррупциогенные факторы.  

Итоги надзорной деятельности свидетельствуют, что наибольшее количество нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, выявлено в сфере предоставления муниципальных услуг (125 муниципальных нормативных правовых актов), в сфере землепользования (7 НПА), в сфере законодательства о государственной и муниципальной собственности (58 НПА), в сфере законодательства о государственной и муниципальной службе (80 НПА), в бюджетной сфере (17 НПА), в сфере природопользования (10 НПА). 

К примеру, по результатам анализа практики правоприменения Губернатору края внесено требование (которое удовлетворено) об изменении Порядка установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Приморского края с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, связанного с наличием завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права. Так, Порядком была предусмотрена обязанность представить помимо заявления об установлении доплаты к трудовой пенсии и др. документов, нотариально удостоверенную копию трудовой книжки. 

Между тем, действующим законодательством о пенсионном обеспечении предоставление нотариально удостоверенной копии трудовой книжки при подаче заявления об установлении доплаты к трудовой пенсии не предусмотрено.  

Лесозаводским межрайонным прокурором в Думу Лесозаводского городского округа внесено требование (которое удовлетворено) об изменении Положения о присвоении звания «Почетный житель Лесозаводского городского округа», которым предусмотрено, что одним из оснований для принятия решения об отказе в присвоении такого звания является недостаточность общественно значимых заслуг кандидата. При этом понятия «достаточности» или «недостаточности» заслуг кандидата муниципальным нормативным правовым актом не были определены, что свидетельствовало о наличии коррупциогенного фактора в виде юридико-лингвистической неопределенности - употреблении категорий оценочного характера. 

Не во всех случаях коррупциогенные факторы из нормативных правовых актов устранялись во исполнение требований и протестов прокуроров. Это явилось основанием для принятия прокурорами мер к исключению таких факторов в судебном порядке. 

Так, в связи с длительным бездействием администрации Находкинского городского округа по принятию мер в целях исключения выявленных в муниципальном правовом акте коррупциогенных факторов прокурором города в суд направлено заявление о признании такого бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении на него соответствующей  обязанности. После направления в суд данного заявления администрацией округа приняты меры к исключению коррупциогенных факторов. 

Органами прокуратуры края приняты определенные дополнительные меры к активизации участия независимых экспертов, институтов гражданского общества к проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Результатом данной работы явилось проведение с участием институтов гражданского общества антикоррупционной экспертизы проектов 4 муниципальных нормативных правовых актов, а также поступление в органы прокуратуры края 43 заключений на НПА (их проекты) от аккредитованных Минюстом России независимых экспертов. 

В текущем году работа в данном направлении будет продолжена, надзорная деятельность по предотвращению, выявлению и исключению коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов (их проектов) органов государственной власти края и органов местного самоуправления остается одним из приоритетных направлений прокуратуры края.